Классификация комбинаций против других объектов исходит из различных типов слабости фигур.

Без этой последней тонкости правильность комбинации белых могла оказаться под сомнени-ем: белые начали с жертвы двух слонов и должны были, чтобы выиграть ферзя, отдать еще ла-дью.

Ниже мы приводим более сложный пример также часто встречающейся комбинации: двойной жертвы слонов.

На главную




Страница 172

1.с6-с7 ...

Как будто сразу решает: ладья находится на соседней линии, и линия превращения (поле с5) недоступна. Ладья, однако, имеет в запасе ресурсы, которые выступают в процессе дальнейшей борьбы.

1... Gd5-d6+

2.Kb6-b5 ...

He 2.Kb7 в виду 2: Gd7! (связка) с ничейным исходом. Также и не 2.Kс5 из-за 2: Gd1! 3.с8I? Gс1+ (ресурс вертикали), или 3.Kb6 Gc1.

2... Gd6-d5+

3.Kb5-b4 ...

На 3.Kс4 или Kс6 опять последует 3: Gd1.

3... Gd5-d4+

4.Kb4-b3 Gd4-d3+

5.Kb3-c2 ...

Теперь ресурс вертикали исчерпан.

5... Gd3-d4!

Новый ресурс: на 6.с8I последует 6: Gс4+ 7.I:с4 пат (ресурс пата).

6.с7-с8G! ...

Чтобы избавиться от пата, белые превращают пешку в ладью и угрожают 7.Gа8+ с матом.

6... Gd4-a4

Вынуждено.

7.Kс2-b3!

С двойной угрозой K:а4 и Gс1#, что заставляет черных сдаться.

Мы подошли к концу нашего изучения комбинационной игры. Подведем же итоги тем средст-вам, которые могут способствовать развитию навыков в комбинировании:

Страница 172