Однако, белые располагают выигрывающей комбинацией, основанной на немедленном со-вместном действии четырех атакующих фигур: ферзя с3, ладьи е1, коня е4 и пешки d5.

Мы нарочно подробно остановились на этой комбинации, чтобы получить некоторое понятие о тех моментах, на которых мы впоследствии построим классификацию тактических операций.

Довольно простая комбинация на превращение; в партии последовало менее сильно, но дос-таточно хорошо 18.

На главную




Страница 78

Эти комбинации основываются на такого рода слабостях в неприятельском лагере, когда оп-ределенные фигуры стоят особняком, не защищены или иным образом экспонированы.

2. Комбинации на пересечение линий

Эти комбинации мы имеем тогда, когда неприятельские фигуры, сами по себе расположен-ные неплохо, благодаря особенностям позиции могут быть подвергнуты двойному нападению с одновременной угрозой. Поле, откуда исходит двойная угроза, мы называем шнит-пунктом (точ-кой пересечения).

3. Комбинации на связку

Это — комбинации, основанные на связке неприятельской фигуры.

4. Маскировочные комбинации

Эти комбинации имеют место, когда неприятельские фигуры подвергаются косвенному напа-дению (например, при открытом шахе). Если атака на неприятельскую фигуру прикрывается соб-ственной фигурой, мы называем прикрываемую фигуру замаскированной. Из подобных маски-ровок легко может получиться двойное нападение.

Страница 78