Без этой последней тонкости правильность комбинации белых могла оказаться под сомнени-ем: белые начали с жертвы двух слонов и должны были, чтобы выиграть ферзя, отдать еще ла-дью.

Ниже даем еще один пример приканчивающей комбинации, в котором причиной разгрома яв-ляется плохая позиция короля — результат опоздания с рокировкой.

Следует обратить внимание на то, что разрушающая комбинация (G:g5) выступает в этом примере только как угроза, но не осуществляется в самой партии.

На главную




Страница 99

1.Ch5:g7 Kg8:g7

В партии последовало 1... Cb3, после чего 2.Ch5! быстро привело к выигрышу (2... C:с1 3.Cf6+ Kg7 4.Ih7+K:f6 5.I:h6#, или 2... I:d2 3.Cf6+ Kg7 4.Ih7+K:f6 5.Gс6+ и т. д.).

2.Ed2:h6+! Kg7:h6

3.Gе5-h5+ ...

Выигрывает и 3.Iе3+, однако здесь мы имеем случай показать комбинацию определенного типа, которую можно было бы назвать магнитной. Черный король привлекается к расположению белых.

3... Kh6:h5

4.Id3-h7+ Kh5-g5

5.Ih7-g7+ Kg5-f5

Если 5... Kh5, то 6.g4+ с матом, если же 5... Kf4, то 6.Iе5#.

6.g2-g4+ Kf5-e6

Или 6... Kf4 7.Iе5+ K:f3 8.Gf1+, что также ведет к мату.

7.Iе7-е5+ Ke6-d7

8.Gс1-с7+ Kd7-d8

9.Iе5-е7#.

Черные фигуры играют при этой комбинации чрезвычайно пассивную роль.

3. Видоизменяющие комбинации.

При этом типе комбинаций стремятся путем угроз так видоизменить пешечную позицию ко-роля, чтобы сквозь образовавшуюся брешь можно было ворваться своими фигурами. Комбинация проводится при полном или частичном сохранении неприятельской пешечной цепи.

Страница 99